Главная 24 О болезнях 24 Организация лечебно педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическим нарушениями (продолжение)

Организация лечебно педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическим нарушениями (продолжение)

Организация лечебно педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическим нарушениями (продолжение)Медико-воспитательную работу в этих учреждениях осуществляют под общим руководством врача-невропатолога или психоневролога, в функции которых входят обследование, назначение лечения, контроль за его эффективностью, а также координация работы медицинского персонала и педагогических работников.

Методическое руководство и контроль за организацией лечебно-профилактической работы и восстановительным лечением осуществляют местные отделы здравоохранения, регионарные психоневрологические и врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры психиатрии, хирургии, ортопедии и травматологии, невропатологии медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а также научно-исследовательские институты соответствующего профиля.

Методическое руководство и контроль за организацией воспитательно-педагогической работы осуществляют органы министерств просвещения, а также Институт дефектологии Академии образования РФ.

Работу дошкольного специализированного учреждения возглавляет заведующий или директор, имеющий высшее педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж работы не менее 3 лет. Непосредственно работу с детьми проводят воспитатели, имеющие высшее или среднее образование и стаж педагогический работы не менее 2 лет. Работой воспитателей руководит воспитатель-методист, имеющий высшее педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Учителем-логопедом в этих учреждениях могут быть лица со специальным высшим педагогическим образованием (дефектологический факультет) или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие курсы дефектологов по соответствующему профилю.

На третьем этапе специализированную помощь детям с нервной и нервно-психической патологией оказывают в районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах, специализированных стационарах, санаториях-школах, школах-интернатах, детских домах и домах инвалидов. В зависимости от типа учреждения находятся в ведении министерств здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.

На этом этапе главное внимание уделяют педагогическим мероприятиям в специализированных школах и школах-интернатах, которые максимально профилируются в зависимости от контингента обучаемых детей и конечных целей проводимых мероприятий. Контингент детей, обучаемых в специализированных школах и школах-интернатах, комплектуют отделы народного образования в соответствии с рекомендациями регионарной медико-педагогической комиссии.

Специальные общеобразовательные школы являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными осуществлять:

  • обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, физическими дефектами, нарушениями речи, слуха и зрения по специальным программам и учебным планам;
  • профессионально-трудовое обучение и профессиональную., ориентацию, направленную на подготовку к овладению специальностями, доступными для лиц этой категории;
  • коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

Срок обучения в специальных общеобразовательных школах для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) — 8 лет. По ее окончании они получают документ. В школах, имеющих необходимую материальную базу для профессионально-трудовой подготовки и профессиональной практики на промышленных предприятиях, сельскохозяйственных объектах, организуют классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. Туда зачисляют детей, которые по состоянию здоровья и интеллекта могут овладеть одной из профессий низкого квалификационного разряда.

В специальных общеобразовательных школах без интерната создают группы продленного дня. В специальные школы для умственно отсталых принимают детей в возрасте 7-9 лет (более старших — в порядке исключения) по следующим медицинским показаниям:

  1. олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе и болезнь Дауна;
  2. органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;
  3. эпилептическая деменция (в отсутствие дневных и частых ночных судорожных припадков);
  4. шизофреническая деменция (в отсутствие психотических расстройств).

В школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом принимают детей с 7 лет, самостоятельно передвигающихся, не требующих индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:

  1. детский церебральный паралич;
  2. последствия полиомиелита;
  3. различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;
  4. артрогриппоз, миопатии, хондродистрофия.

Детей с церебральными параличами при возможности выделяют в специальные классы в составе школы. Наличие двигательных расстройств и олигофрении в степени дебильности также является показанием к зачислению его во вспомогательные классы, организуемые в составе данных школ.

В специальные общеобразовательные школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших принимают детей с потерей слуха в речевой области (частоты от 500 до 4000 Гц) от 30 до 80 дб и выше. В специальные школы-интернаты для глухих принимают детей:

  1. не реагирующих на громкий голос;
  2. не реагирующих на разговорную речь около ушной раковины;
  3. различающих некоторые звуки (а, о, у, р), произнесенные около ушной раковины голосом повышенной громкости.

В специальные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших принимают детей со средней потерей слуха в речевой области от 30 до 80 дб, различающих речь и вследствие недостаточности слуха страдающих недоразвитием речи различной степени.

В школе существует дифференциация на классы и отделения (в зависимости от состояния развития речи).

В первое отделение принимают слабослышащих детей, владеющих развернутой фразовой речью с некоторыми ее недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме).

Во второе отделение направляют слабослышащих детей с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста) и слабослышащих, которые пользуются фразовой речью, состоящей из неправильно оформленных (с точки зрения грамматики) простых предложений, и имеют ограниченный словарный запас.

Не владеющих речью слабослышащих детей принимают в дошкольную подготовительную группу.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших умственно отсталых детей выделяют в классы для умственно отсталых с соответствующим дефектом того или иного анализатора.

Перевод в эти классы осуществляет медико-педагогическая комиссия после 1 года обучения ребенка.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата выделяют в классы, организуемые соответственно в школах для глухих, слабослышащих и позднооглохших.

В специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи принимают детей 7-12 лет при портальном слухе и первичносохранном интеллекте. В первое отделение -детей, страдающих общим недоразвитием речи тяжелой степени (в первую очередь алалией, афазией, дизартрией, ринолалией), а также детей с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, во второе — детей с заиканием тяжелой степени при нормальном развитии речи.

Приему в специальные общеобразовательные школы слепых и слабовидящих подлежат дети с остротой зрения на лучшевидящем глазу в пределах от 0 до 0,4. Офтальмологические показания к направлению в специальные школы устанавливают строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения. Специализированные школы этого профиля делятся на школы для слепых и школы для слабовидящих. Слепых и слабовидящих умственно отсталых детей обучают во вспомогательных классах соответствующих школ для детей с нарушением зрения.

Директора вспомогательных школ несут личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным инструкцией. Перевод ребенка в процессе обучения из вспомогательной школы в общеобразовательную либо в специальную школу другого типа осуществляют органы народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Детей с тяжелым слабоумием (олигофрения в степени имбе-цильности и идиотии) направляют в соответствующие учреждения социального обеспечения, обучению в школах они не подлежат.

Дети с физическими дефектами, детским параличом, последствиями полиомиелита и др., не имеющие интеллектуального дефекта, могут обучаться либо в массовых школах (иногда на дому), либо в специализированных интернатах по общей программе. В этих случаях специализированная педагогическая помощь заключается в организации мероприятий, направленных на восстановление функций опорно-двигательного аппарата и максимальное приспособление воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Учителя и воспитатели должны:

  1. дозировать учебно-воспитательные воздействия соответственно индивидуальным особенностям конкретного ученика;
  2. осуществлять коррекцию нарушений ориентировки в пространстве;
  3. знакомить детей с правилами ортопедического режима и строго следить за их выполнением;
  4. формировать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями;
  5. следить за выполнением учащимися назначений врачей;
  6. учитывать особенности отношения ребенка к своему состоянию.

Педагоги-логопеды ведут индивидуальную и групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся и руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении.

Учителям массовых школ следует оказывать и специализированную логопедическую помощь. С этой целью в школах и детских поликлиниках организуются специальные кабинеты.

На третьем этапе осуществляют постоянный контроль за общим состоянием ребенка. Кроме того, проводят целенаправленную поддерживающую и корригирующую терапию под руководством невропатологов, психоневрологов и других специалистов.

Как уже отмечалось, специализированная помощь реализуется на втором и третьем этапах через регионарные медико-педагогические комиссии. Комиссии могут быть республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными. 21 ноября 1974 года Министерством просвещения принято положение о регионарных медико-педагогических комиссиях. В соответствии с этим положением медико-педагогическая комиссия:

  1. осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специализированные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения;
  2. дает рекомендацию к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта;
  3. решает вопрос о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений или переводе в другие учреждения;
  4. консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения и воспитания детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения.

В состав комиссии входят: представитель областного отдела народного образования (председатель комиссии), представитель регионарного отдела здравоохранения, представитель отдела социального обеспечения, детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, окулист, психолог, педагог, офтальмолог, дефек-толог дошкольного учреждения, логопед.

Медико-педагогическая комиссия в своих рекомендациях руководствуется инструкциями по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития.

Контроль за правильной организацией работы регионарной медико-педагогической комиссии возлагается на заведующих соответствующими отделами народного образования и здравоохранения.

По-иному строится на третьем этапе работа в учреждениях, находящихся в ведении системы здравоохранения (специализированные стационары, санатории), а также в лесных школах. В эти учреждения в соответствии с профилем патологии направляют детей, у которых помимо основного заболевания ослаблено здо-ровье в целом, либо детей с пограничными нервно-психическими или речевыми нарушениями. Последние учатся в массовых школах, но работоспособность у них снижена.

В этих учреждениях дети находятся временно (3-6 мес), продолжая учиться, хотя и с меньшей нагрузкой.

Контингент санаториев и школ комплектуется с учетом рекомендаций медицинских санаторных комиссий. На комиссию детей направляют врачи, осуществляющие постоянное наблюдение за их здоровьем.

Организация медико-педагогической помощи детям с физическими и психическими дефектами включает также научные и научно-практические исследования в области комплексного медицинского и педагогического изучения причин и последствий поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, методов профилактики заболеваний, их лечения и социальной компенсации. Эти вопросы разрабатываются в различных научно-исследовательских институтах.

Вопросы организации медико-педагогической помощи детям с ранними органическими поражениями нервной системы и физическими дефектами находятся в сфере внимания законодательных и исполнительных органов. С ростом благосостояния общества в целом расширяются, улучшаются и совершенствуются специализированные учреждения, а также формы и методы работы в них, увеличиваются размеры материальной помощи детям-инвалидам и их семьям.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Выпадение волос как последствие стресса

В жизни современного человека стресс – частое состояние. И, к сожалению, он негативно влияет на здоровье. Многие люди отмечают интенсивное выпадение волос после сильного эмоционального ...

Почему парень быстро кончает: причины, следствия, лечение

Многие девушки задаются вопросом — почему парень быстро кончает? Ищут причины в себе, в питании или ссылаются на возраст. Но не многие знают, что проблема ...

Каждому лекарству свое время

В жизни каждого человека, без сомнения, было время, когда он принимал лекарства. Было ли это связано с банальной простудой или по другой причине, не имеет ...

Подростковый возраст

Подростковый возраст называют переходным. В этот период происходят существенные изменения в организме ребенка. Они связаны с тем, что в это время начинается период полового созревания. ...

Электромиография

Электромиография (ЭМР) — метод регистрации биотоков мышц. Он широко используется для диагностики нервно-мышечных заболеваний. Электромиограмма отражает электроактивность мышечных волокон. Отводимые от мышцы токи действия дают ...

Трансиллюминация черепа

Трансиллюминация черепа — ценный вспомогательный метод исследования, применяющийся для диагностики внутричерепных заболеваний у новорожденных и грудных детей. Принцип метода заключается в распространении лучей света большой ...

Расстройства гнозиса (агнозии)

Гнозис (греч. gnosis — знание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. В ...

Особенности двигательных нарушений у детей с аномалиями

У детей с аномалиями нередко отмечаются различные двигательные нарушения. Наиболее тяжелые двигательные нарушения наблюдаются у детей с детскими церебральными параличами. Двигательные нарушения имеют характер параличей ...

Синдромы поражения экстрапирамидной системы

Синдром поражения мозжечка Синдром поражения мозжечка выражается в нарушении равновесия, координации движений и мышечного тонуса. Нарушения равновесия проявляются статической атаксией. При нарушении статики больной в ...

Нарушение чувствительности

В зависимости от границ распространения различают три основных типа нарушений чувствительности: периферический в зоне иннервации нерва, сегментарный в зоне иннервации сегмента спинного мозга, заднего (чувствительного) ...

Анализы – реальная картина самочувствия

За своим здоровьем должен следить сам человек. Но порой в суматохе рабочих дней на это не остается времени, при недомогании глотаются знакомые препараты, хотя необходимо ...

Возрастные изменения (стоматология)

   Постоянное образование вторичного дентина в течение всей жизни вызывает постепенное уменьшение просвета камеры пульпы и корневых каналов. Кроме того, с процессом старения связаны некоторые ...

Курорты Крымского полуострова

  Здравствуйте уважаемые читатели блога My-Walk.ru. Люди всегда любили путешествия. Еще бы! Ведь это дает возможность познакомиться с другими местами и странами, традициями других наций ...

Сознание бодрствование и сон

Многочисленные гностические и праксические операции совершаются за порогом сознания. В сферу сознания попадают в основном результаты деятельности гностико-праксических механизмов. Например, разыскивая на вокзальной площади часы, ...

Высшие корковые функции (продолжение)

Любое сложное целенаправленное действие требует для своего осуществления предварительной информации. Эта информация может представлять собой условнорефлекторный раздражитель, запускающий уже сформированную реакцию или цепь таких реакций ...

Высшие корковые функции

Кора головного мозга является, по существу, гигантским промежуточным центром на пути от рецепторных аппаратов к эффекторным. Сюда стекается вся информация, поступающая из внешней и внутренней ...

Деятельность головного мозга

И. М. Сеченов и И. П. Павлов своими исследованиями доказали, что деятельность высших отделов нервной системы (кора головного мозга) так же, как и деятельность остальных ...

Четвертый желудочек

Четвертый желудочек представляет собой расширение центрального канала спинного мозга. Посредством водопровода мозга IV желудочек сообщается с III желудочком. Он также сообщается с субарахноидальным пространством спинного ...

Ретикулярная формация ствола мозга

Важное функциональное значение имеет ретикулярная, или сетевидная формация ствола мозга, которая развивается в связи с возникновением системы блуждающего, вестибулярного и тройничного нервов. Сетевидная формация состоит ...

Продолговатый мозг

Продолговатый мозг — часть ствола головного мозга — получил свое название в связи с особенностями анатомического строения. Расположен он в задней черепной ямке, сверху граничит ...

Внутренняя капсула

Между подкорковыми ядрами основания (таламусом и хвостатым ядром, с одной стороны, и чечевицеобразным ядром — с другой) находится прослойка белого вещества, называемая внутренней капсулой. Последняя ...

Третий желудочек

Третий желудочек имеет полость щелевидной формы и располагается в средней плоскости, сообщаясь боковыми желудочками посредством межжелудочковых отверстий и с IV желудочком посредством водопровода мозга. Боковые ...

Большие полушария

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы ...

Височная доля

Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. От лобной и теменной долей височная доля отграничивается боковой бороздой. На верхнебоковой поверхности височной доли имеются три извилины — ...